Экспериментальный поиск Google: вопросы и ответы
25 мая Google открыл доступ к тестированию новых генеративных возможностей ИИ в поиске. Западные специалисты, принимающие участие в тестировании, с негодованием отметили отсутствие атрибуции в сгенерированных ответах и обвинили SGE в бессовестном плагиате.
В Twitter по этому поводу развернулась целая дискуссия, в которой принял участие представитель Google Дэнни Салливан, ответивший на некоторые критические замечания и постаравшийся объяснить логику работы SGE.
SEO-эксперт Лили Рэй отметила, что дословное цитирование источников немного настораживает, причем, совершенно неочевидно, с какого именно сайта взята та или иная цитата:
«Интересно, как Джейн Грир отнесется к прямому цитированию с нулевой атрибуцией?».
Другие участники дискуссии развили эту мысль, задавшись вопросом, а что вообще крупные издатели думают обо всем этом? Ведь и Women’s Health, и Hey Sigmund, и MindBodyGreen получают огромный объем трафика от органического поиска. Смогут ли они выжить при падении этого трафика более чем на 50%?
Дэнни Салливан ответил на это:
«Сгенерированные ответы подтверждаются источниками, и когда часть «снимка» кратко включает контент из определенного источника, мы выделяем этот источник на «снимке».
В его примере первая цитата соответствует той, что приводится по ссылке и отображается в расширенном виде:
Многие SEO-специалисты отметили разницу между тем видом выдачи, который приводит Салливан, и тем, что привела Лили, – у большинства она именно такая, как на ее скриншоте.
Дэнни Салливан пояснил, что первая ссылка, расположенная справа от ответа и является источником первой цитаты, и далее приводятся все цитируемые источники по порядку, их можно увидеть, кликнув на значок «далее»:
Тот факт, что для перехода к полному списку источников нужно прокручивать карусель или кликать на специальный значок в правом верхнем углу «снимка», также многих не устраивает, издателям хотелось бы, чтобы ссылки на них были видны по дефолту.
На это представитель Google напомнил, что SGE — это экспериментальный опыт в Search Labs, и он будет развиваться и меняться по мере получения обратной связи:
«Благодарим вас за отзывы и призываем всех, у кого есть доступ, также использовать инструмент обратной связи, являющийся частью SGE. Это эксперимент, поэтому обратная связь поможет нам изменить его и улучшить».
Также появились вопросы и к политике конфиденциальности SGE. Так, Бритни Мюллер отметила, что там прямо говорится о том, что нельзя размещать в SGE какую-либо личную или конфиденциальную информацию, так она «может быть использована для дальнейшего обучения ИИ и может появиться в будущих результатах поиска»:
Западные коллеги, не обратившие на это внимание, возмутились и высказали мнение, что Google должен яснее информировать об этом своих пользователей, никому не хочется увидеть в будущих ответах ИИ свою персональную информацию.
Дэнни Салливан пояснил:
«Мы используем запросы и другую обратную связь, чтобы улучшить качество ответов SGE. Но как и в случае с автозаполнением, мы делаем все возможное для предотвращения использования в целях обучения модели любой личной информации, которая может содержаться в запросе».
Далее у Лили Рэй, трестирующей коммерческую выдачу SGE, возник вопрос, почему поиск не направляет пользователей за покупками на сайт бренда или производителя? По ее наблюдениям, в первую очередь SGE рекомендует для покупок Amazon и Facebook:
«Я знаю другое место, где пользователи могут купить обувь Fluevog… это www.fluevog.com. Почему бы SGE не процитировать это?», – возмущается SEO-эксперт.
К сожалению, этот вопрос остался без пояснений от Google.
Как видим, первый опыт использования генеративного поиска Google нельзя назвать впечатляющим или особенно удачным. Это подтверждает и Джон Мюллер, который на вопрос, когда же и другие получат доступ к SGE, а не только некоторые счастливчики, ответил так:
«Извините, но сейчас развертывание на всю страну может быть разочаровывающим. SGE не исчезнет (надеюсь), нужно просто набраться терпения :-)».
Напомним, Google представил новую концепцию поиска, основанную на генеративном ИИ, 10 мая на конференции Google I/O. Внедрение искусственного интеллекта должно сделать поиск умнее и проще, а также превратить его для пользователя в единую точку доступа к лучшему в интернете.