Интернет-платформы, применяющие рекомендательные алгоритмы, объяснили особенности их работы
Крупные российские интернет-платформы, среди которых VK, Яндекс, Ozon, Wildberries, Сбермаркет, «М.видео-Эльдорадо», ivi, Start, опубликовали на своих ресурсах правила применения рекомендательных систем и «колдунщиков». Согласно новому закону, вступившему в силу 1 октября, соцсети, маркетплейсы и онлайн-кинотеатры должны раскрывать особенности процессов и методов сбора данных, их систематизации и анализа, а также способов применения алгоритмизированных сведений.
Так, Яндекс на всех своих сервисах опубликовал ссылки на «Правила применения рекомендательных технологий», где приводятся особенности работы рекомендательных систем всех сервисов экосистемы: Поиска, Почты, Директа, Погоды, Вебмастера, Музыки, Кинопоиска и т.д.
ВКонтакте разослала уведомления пользователям о применении рекомендательных технологий с предложением ознакомиться с их принципами:
Ozon добавил отдельную рубрику «Работа алгоритмов Ozon», где отдельно описал алгоритм поиска и алгоритм рекомендаций. Wildberries также раскрыл пользователям информацию о правилах, по которым алгоритмы маркетплейса систематизируют данные о посетителях.
Гендиректор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин пояснил, что в принятой редакции закон не требует раскрытия коммерчески чувствительных нюансов работы. По его словам, публикация правил формирует доверительные отношения платформ с пользователями, так как рекомендации нужны для того, чтобы сервисом было проще и удобнее пользоваться, например быстрее находить подходящие фильмы или товары.
Зампред комитета Госдумы по информполитике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин напомнил, что зарубежные сервисы, присутствующие на российском рынке, также в полном объеме обязаны соблюдать новые требования российского законодательства. Однако YouTube и Google пока не раскрыли принципы работы алгоритмов в полной мере.